Однако с годами его отношение к деньгам изменилось. Он стал более ответственным и расчетливым хозяином своих поместий, где жили тысячи крестьян. Он также стал знаменитым писателем и получал большие гонорары за свои произведения. Он не нуждался в деньгах для себя, но он использовал их для поддержки своей большой семьи, для благотворительности и для реализации своих социальных проектов.

В конце жизни Лев Толстой отказался от Нобелевской премии по литературе, которая была ему предложена в 1906 году. Он считал, что деньги не могут приносить счастья, а только зло. Он также не хотел быть признанным официальной академической наукой, которая, по его мнению, была оторвана от народа и его нужд. Он писал: «Во-первых, это избавило меня от большого затруднения распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это доставило мне честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и не знакомых мне, но все же мне глубоко уважаемых».

Как видите, Лев Толстой имел сложное и противоречивое отношение к деньгам. Он то любил истреблять их, то собирать их, то отказываться от них. Но он всегда старался быть честным и справедливым к себе и к другим.

 

Вот некоторые цитаты Льва Толстого про деньги:

«Деньги — это новые рабские оковы, которые связывают человека не только руками и ногами, но и умом и сердцем.”

«Богатство — это нечто такое, чего человек не может иметь много; потому что, имея много богатства, человек делается несчастным.”

«Деньги портят людей не потому, что они есть, а потому, что они хотят их иметь.”

«Бедность не есть порок; порок есть страсть к богатству.”

«Самое большое заблуждение и главная причина всех бедствий на свете состоит в том, что люди считают деньги средством обеспечения своего блага.”

 

В конце жизни у него произошел какой-то катарсис и он ушел из дома как бродяга. Это было в ночь с 27 на 28 октября 1910 года, когда он тайно покинул свою усадьбу Ясная Поляна вместе со своим личным врачом и другом Душаном Маковицким. Он хотел уехать подальше от своей жены Софьи Андреевны, с которой у него были большие разногласия по поводу его духовных взглядов, его завещания и его отношения к деньгам.

Лев Толстой был противником частной собственности и богатства. Он считал, что деньги не приносят счастья, а только порождают страдания и несправедливость. Он хотел отказаться от своих прав на свои произведения и передать их народу. Он также хотел распорядиться своим имуществом в пользу бедных и нуждающихся. Он писал: «Я не хочу быть богатым, я хочу быть бедным».

Однако его жена Софья Андреевна была противоположного мнения. Она хотела сохранить за собой и своими детьми права на произведения Толстого и получать доход от их издания. Она также хотела сохранить за собой и своими детьми имущество Толстого, которое она считала достоянием семьи. Она писала: «Я не могу понять, как можно отдать все, что мы имеем, всем тем, кто ничего не делал для этого».

Эти разногласия привели к многочисленным конфликтам и скандалам в семье Толстого. Софья Андреевна страдала от ревности, подозрительности и нервных срывов. Она обвиняла Толстого в измене, в предательстве, в безумии. Она даже пыталась покончить с собой несколько раз. Лев Толстой не мог вынести этого давления и решил уйти от нее.

Он написал ей прощальное письмо, в котором объяснил свое решение: «Я делаю то, что люди делают на старости лет: ухожу в одиночество… Я ухожу не потому, что тебя не люблю, а потому, что люблю тебя» .Он также написал: «Не думай о деньгах; это самое главное зло».

 

Лев Толстой уехал не зная точно, куда он хочет приехать. Он останавливался в разных местах, где его принимали почитатели и поклонники. Его жена и его дети пытались найти его и уговорить вернуться.

Наконец, он приехал на станцию Астапово, где он заболел пневмонией. Он умер в доме станционного начальника 7 ноября 1910 года, окруженный своими друзьями, своими детьми и своей женой, которая пробралась к нему в последний момент.

Так закончилась жизнь великого писателя, который искал истину и справедливость, но не нашел покоя и счастья. Его уход из дома был не только актом отчаяния, но и актом протеста против лжи и насилия, которые царили в обществе. Он хотел показать, что деньги не могут заменить любовь и духовность.

©Антикоррупция

Тафсия қилинганлар